?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Так вышло, что в последнее время мне приходится разбираться в опере, потому что мы воюем над работой по искусству 18 века. Вообще, мне и до этого нравилась опера, но нравилась не настолько, чтобы я запоминала названия направлений и т.д.
Теперь я могу различить барокко и классицизм :) И буду я говорить тут про "Орфея". Разумеется, это не совсем мои наблюдения, так как я филолог, а не музыкальный критик. Это на фоне перелопаченной литературы.
В общем, я посмотрела Орфея в двух версиях: с Дженет Бейкер и с (барабанная дробь) Весселиной Кацаровой :) Да, они обе поют Орфея. В самой первой версии, которую Глюк представил еще в Италии, Орфея пел кастрат, но вообще как раз Глюк и прикрыл быстро эту лавочку. Глюк, кстати, внес множество новшеств, реформировал оперу, которая до него была скорее перформансом, набором номеров, а он сделал ее единым целым. Что делали в опере при Люлли - слушали бельканто: на сцене тетеньки и дяденьки соревновались в том, какие переливы они могут изобразить своим голосом. А во время речитативов никто не обращал внимание на представление. Глюк сделал так, что публика начала слушать абсолютно все, придал речитативам смысловую нагрузку, вплел балеты в представление органично, убрал соревнования "кто кого перепоет" и т.д.
В опере с античным сюжетом доглюковских времен использовали современные костюмы (то есть, 18 века). У Глюка костюмы уже имитируют одежду сюжетных времен.
Так, например, Дженет Бейкер в роли Орфея ходила с лирой (или кифарой? как называется этот музыкальный инструмент? Вообще арфа?). Туники и т.п. Версия с Кацаровой, конечно, вообще стоит совершенно в другом ряду - с этим авангардным прочтением :)
Амур в штанах клоуна, Орфей во фраке. Кстати, Агнет, как любитель Кацаровой, скажи, а куда делась пляска фурий?
Но голос у нее шикарный, конечно.

Comments

( 15 пришли со скакалками — Зайти со скакалкой )
3hvost
May. 21st, 2010 07:25 pm (UTC)
мне стыдно, но я оперу не могу оценить по достоинству. по причине отсутствия слуха.
sulwen_earel
May. 21st, 2010 07:28 pm (UTC)
А в музыкальную школу кто ходил?
3hvost
May. 22nd, 2010 06:37 pm (UTC)
ну, мало ли куда кто ходил?! я и на танцы ходила, а из меня даже Волочковой не вышло, не говоря уж о нормальных балеринах
canto_et_spero
May. 21st, 2010 08:04 pm (UTC)
я вообще всегда чуть-чуть удивляюсь, когда человек говорит - мол, я не могу оценить оперу, у меня нет слуха (и/или голоса).

Эээээ...вас же не просят в этой опере петь?

Просто закрыть глаза и позволить музыке унести себя)
3hvost
May. 22nd, 2010 06:39 pm (UTC)
не надо удивляться. у меня просто проблемы со слухом, чисто физиологические. А со слуховым аппаратом особо по операм не походишь!
canto_et_spero
Jun. 3rd, 2010 11:16 am (UTC)
и да, я хотел перед вами извиниться. надеюсь, что не обидел((((
просто мне вполне здоровые люди настолько часто говорят - мол, я не могу воспринимать оперу, потому что у меня нет музыкального слуха. а это ваще-то чушь)
Это не "не могу", а "не хочу", в их случае.
Хотя я прекрасно понимаю, что вкусы у всех разные. Кто-то вообще не любит музыку, никакую.
3hvost
Jun. 3rd, 2010 01:01 pm (UTC)
NO PROBLEM.
Вы же понятия не имели, какие у меня проблемы. Я все прекрасно поняла. Марина была в курсе и поэтому сообразила, что именно я имела в виду
canto_et_spero
May. 21st, 2010 08:06 pm (UTC)
Спасибо за отчет, солныш)
Маленькая поправка: транскрибируется она как "Веселина Кацарова" ))))

А почему пляски нет, я не знаю((( Это была одна из моих первых опер с Веселиной, и я был настолько поглощен эмоциями, что не обращал внимания на комплектность.

Но поет она, разумеется, офигительно) И играет тоже. И вообще красавица.
Хотя постановка - те еще жутики и тот еще авангард. Аццкая кухня в подземном царстве...мама. И Эвридика, которая, ммм, несколько стара для этого орфея, да.
sulwen_earel
May. 22nd, 2010 10:04 am (UTC)
Поправила :)
simplicisfimus
May. 22nd, 2010 04:19 am (UTC)
Если я слушаю оперу, то только если в названии на месте автора присутствует слово "Моцарт".

А если я и слушаю что-то "оперное", но так сказать урывочно, то это исключительно Чечилия Бартоли.

Все, так сказать, мои пристрастия в этом плане исчерпываются. И, да, учитывая 7 лет в музыкалке могу остальное оценить. Но не полюбить. И не важно, насколько оно хорошо...
sulwen_earel
May. 22nd, 2010 10:06 am (UTC)
Насчет Моцарта - это к предыдущему оратору :)
Мне тоже Моцарт нравится местами. И Вагнер *убежала прятаться от помидоров*
simplicisfimus
May. 22nd, 2010 10:31 am (UTC)
А кто тут против Вагнера??? Я например Ницше читать люблю и у него много хороших мылсей нахожу и считаю что мужику просто не повезло что его идеи покрали представители энной политической группы. Это так вспомнилось в связи с Вагнером )))

А насчет музыки... О, да мне даже у Сальери нравится кое что местами, просто я его почти не слушаю. Как и с остальными прошлась по разу и время от времени прогоняю опять, чтоб не забыть. Но это чисто в самообразовательных целях, а не для души так сказать... )))
sulwen_earel
May. 22nd, 2010 10:41 am (UTC)
Нинаю, почему-то считается, что любить Вагнера - дурной тон :)
simplicisfimus
May. 22nd, 2010 10:50 am (UTC)
Дурной тон - это чвакать за едой и фальшивить исполняя музыкальное произведение )))

А любить или не любить Вагнера или Шишкина, или Малевича или Льва Толстого - дичное дело каждого. )))
sulwen_earel
May. 25th, 2010 05:52 pm (UTC)
Что-то случилось?..
( 15 пришли со скакалками — Зайти со скакалкой )