?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я вообще придерживаюсь мнения (по крайней мере, в последнее время), что слова не всегда адекватно оформляют то, что кто-то хотел сказать на самом деле.
Но мама дорогая, как меня бесит, вымораживает фраза "Если вам плохо, подумайте, что кому-то еще хуже"
Это такая демагогия...
Предположим, у меня сломался каблук. То, что гипотетический кто-то сломал ногу, как-то разруливает мою ситуацию?
На мой взгляд - это манипулирование. Попытка навязать человеку чувство вины и стыда: "Ай-яй-яй, никакого у тебя нет сочувствия к голодающим детям Африки, как ты смеешь жаловаться, что у тебя денег на сахар не хватило".
Хотя, конечно, оружие под названием "кому-то еще хуже" идет в ход, когда причины для "плохо" посерьезнее. "Что? Вася списал у тебя, а сказал учительнице, что это ты у него списал? Фу, какие пустяки, тут у некоторых детей нет возможности учиться вообще, а ты..."
Гррррр.
И получается в итоге: человек привыкает, что его проблемы незначительны; если же вдруг ловит себя на том, что ему плохо, начинает стыдиться сам, уже без одергиваний со стороны; чувствует себя виноватым перед этими голодающими детьми Африки, несчастными со сломанной ногой и т.д.
Ну и зачем говорить человеку такое? Если он адекватен, и проблемы легко разрулить, он сам не будет циклиться на них. А если ему серьезно плохо, и требуется помощь, то подобные призывы ему до лампочки, вообще-то.
Спасибо за внимание. Возражения и замечания принимаются с интересом и благодарностью.

Comments

( 34 пришли со скакалками — Зайти со скакалкой )
(Deleted comment)
estera
Feb. 8th, 2009 03:02 pm (UTC)
Вот-вот.
Когда проблема реальна - одно дело. Наличие у других проблемы более серьезной ее не разрешает. Но бывает, что человек сам себе придумал фигню на ровном месте - можно ему указать, как выглядит случай, когда эта самая проблема действительно реальна.
*** - sulwen_earel - Feb. 8th, 2009 07:51 pm (UTC) - Expand
estera
Feb. 8th, 2009 03:05 pm (UTC)
Эта фраза может быть уместна, если проблемы на самом деле нет, а человек сам себе ее придумал. Или если он свою ситуацию считает безвыходной, хотя на самом деле она решаема если не легко, то при некотором усилии. Тогда имеет смысл указать на тех, у кого действительно неразрешимая проблема.
sulwen_earel
Feb. 8th, 2009 07:47 pm (UTC)
Это да, но мне кажется, что намного действеннее указать человеку на выход, которого он, возможно, не видит.
*** - estera - Feb. 8th, 2009 07:55 pm (UTC) - Expand
lossendir
Feb. 8th, 2009 03:31 pm (UTC)
Если у человека действительно беда,горе, тогда говорить эту фразу жестоко и бессмысленно.Но, когда охота просто пожалеть себя,очень даже работает.
sulwen_earel
Feb. 8th, 2009 07:49 pm (UTC)
Да, я вот подумала, что действительно так. Если просто охота пожалеть себя.
Но вообще, когда я этот пост писала, я думала о детях, дошкольниках. Взрослый не всегда понимает, какая проблема для них действительно серьезна, а какая - просто каприз. Это я psy_baby начиталась
klimolya
Feb. 8th, 2009 04:03 pm (UTC)
Меня эта фраза не нервирует :)
Меня другие фразы доводят.
sulwen_earel
Feb. 8th, 2009 07:42 pm (UTC)
А какие, например?
*** - klimolya - Feb. 8th, 2009 07:43 pm (UTC) - Expand
*** - sulwen_earel - Feb. 8th, 2009 07:46 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
sulwen_earel
Feb. 8th, 2009 07:42 pm (UTC)
Не проходила :))
*** - aksioma_tg - Feb. 8th, 2009 09:41 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
*** - aksioma_tg - Feb. 9th, 2009 05:57 am (UTC) - Expand
e_nigma
Feb. 8th, 2009 05:22 pm (UTC)
Фраза может оказаться действенной. Когда меня колено довело до ручки, я сидел в травме и думал, вот меня скоро приведут в норму, а кому-то, блин, ходить больно... Отпустило.
Но злоупотреблять ею правда не стоит.
sulwen_earel
Feb. 8th, 2009 07:42 pm (UTC)
Ну... да, в меру все хорошо
raimetyaro
Feb. 8th, 2009 05:52 pm (UTC)
Мне такие сравнения скорее помогают, чем мешают. А то так можно вообще спрятаться в угол и жалеть себя.
sulwen_earel
Feb. 8th, 2009 07:43 pm (UTC)
В силу моей легкомысленности меня на длительные страдания все равно не хватает :)
*** - raimetyaro - Feb. 8th, 2009 08:04 pm (UTC) - Expand
oovda
Feb. 8th, 2009 06:02 pm (UTC)
Я такие фразы не люблю как и любую другую думагогию не несущую в себе никакого смысла. Не понимаю зачем говорить шаблонными фразами - или выскажись по делу или молчи в тряпочку.
Конечно существуют люди (про которых говорят выше), которым необходима эта фраза, чтобы "отрезвить", но это уже совсем другой случай...
sulwen_earel
Feb. 8th, 2009 07:45 pm (UTC)
Насчет шаблонных фраз - это тоже тонкая материя. Я вот иной раз не знаю, как нешаблонно на что-то отреагировать (одна из причин, по которой не комменчу посты, где уже отметилась сотня человек :))
*** - oovda - Feb. 10th, 2009 05:11 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Feb. 8th, 2009 06:16 pm (UTC)
Соглашусь
Согласен на все 100. Эту фразу обычно можно услышать от псевдопонимающих, то есть не поняли, но проявить псевдоучастие хочется.

Марина, возможно я слишком мизантроп, но вы еще не привыкли к двуличности вокруг?

Дмитрий
sulwen_earel
Feb. 8th, 2009 07:44 pm (UTC)
Re: Соглашусь
Это у меня всплески бывают :))
Спасибо за мнение
morenwen
Feb. 8th, 2009 08:11 pm (UTC)
Ненавижу такие фразы. Просто из-за того, что они слишком уж отдают злорадством и завистливым утешением, что есть кто-то, кому ещё хуже. Утешение не в этом нуэно искать, имхо.
sulwen_earel
Feb. 9th, 2009 11:26 am (UTC)
Вот. А в конкретных советах, если хочется помочь
veverka
Feb. 8th, 2009 08:24 pm (UTC)
Тоже согласна полностью. Моя мама на все мои проблемы отвечает всегда только двумя фразами: "кому-то там еще хуже" или "всё будет хорошо". Слишком общо и неконструктивно на мой вкус :(
sulwen_earel
Feb. 9th, 2009 11:25 am (UTC)
Ну, "все будет хорошо" - еще куда ни шло...
thegoldencat
Feb. 8th, 2009 10:05 pm (UTC)
вот да. и что, что кому-то ещё хуже?
а мне плохо сейчас! от моей конкретной проблемы.
и для меня сейчас эта проблема - реальна и ужасна и вообще.
и мне надо дать совет по поводу вылезания из этой ямы, а не говорить про голодающих детей Африки)
sulwen_earel
Feb. 9th, 2009 11:24 am (UTC)
...А если не можете дать совет, зачем таким образом пинать?
hrummsa
Feb. 9th, 2009 03:36 pm (UTC)
Фраза про то, что кому-то хуже, чем тебе - действительно кривая и порождает, на мой взгляд, в большей степени чувство злорадства и превосходства, нежели чувство вины. Это у тебя просто особенности характера такие :)
Что касается собственных мелких неприятностей, то у меня есть формула, чем-то похожая на фразу, которая тебе не нравится, (но с существенным отличием): "Это не самое страшное в жизни". То есть, смысл тут сводится к тому, что сказала nelle_istamerie - что именно для тебя могло бы быть намного хуже.
Я так полагаю, что все эти мелкие "занозы", вроде сломанного каблука или нехватки денег на что-то - просто знаки на пути. Знаки - что ты делаешь что-то не так, или вообще делаешь что-то не то, что надо. Нередко такие знаки, если их правильно понять, могут спасти жизнь. Нашу жизнь.
В сущности, человеку надобно очень немного для того, чтобы ощущать себя счастливым (или хотя бы довольным жизнью). На самом деле мы очень богаты: у нас относительно крепкое здоровье, мы имеем возможность видеть, слышать, ощущать вкус пищи, у нас есть крыша над головой, мы не голодны и не раздеты. Мало того, у нас ещё есть возможность общаться с таким количеством людей, близких по духу и находящихся в самых разных уголках мира. В общем, много ещё всяких бонусов, помимо удовлетворённых основных потребностей.
Конечно, желать большего можно и даже надо в каких-то случаях, но расстраиваться по поводу того, что что-то не получилось или вышло не так, как хотелось - по-моему, не стоит. :) А уж сломанный каблук :)) Да хрен с ним.
sulwen_earel
Feb. 9th, 2009 04:54 pm (UTC)
Спасибо :) особенно насчет особенностей характера
( 34 пришли со скакалками — Зайти со скакалкой )