?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кристина Пизанская

Хочу написать про Кристину Пизанскую (1364-1430).
Существует стереотип, что в Средние Века женщины были сплошь угнетаемы, неграмотны, были заключены в монастырях, где молились и вышивали и т.д.
Конечно, он не так далек от истины, этот стереотип. Женщинам действительно не было доступа в развивающиеся университеты. Хотя это логично: студенты уже считались клириками, а женщина клириком быть не могла.
Но существовали образованные женщины, та же Элоиза. Конечно, это были скорее исключения, но ведь они были.
Я не историк, и поэтому поправки принимаются с благодарностью.
Итак, родилась Кристина в 1364 году в Венеции. Но вскоре вся семья переехала в Париж, так как ее отца, Томмазо да Пизано, взял на службу Карл V в качестве медика и астролога. Карл V слыл просвещенным королем, и Кристина с ее литературными способностями оказалась в очень благоприятной атмосфере при дворе. У нее была возможность посещать одну из богатейших европейских библиотек того времени - в Лувре. Она еще девочкой начала писать стихи. Когда Кристине исполнилось 15, ее выдали замуж за Этьена де Кастеля, королевского секретаря. У них рождаются трое детей. Но вскоре умирает сначала король, потом Томмазо да Пизано, потом сам Этьен, и Кристина остается без средств к существованию, вдовой с тремя детьми на руках, не имея возможности ни на кого опереться. Что делать? Она начинает работать переписчицей книг.
Это все, как мы видим, происходило до изобретения книгопечатания. Книги дороги, но система образования развивается, и нужны учебники. Так и появились целые цехи переписчиков - книг уже без буквиц и украшений, с сокращениями, "связанным" почерком - чтобы удешевить процесс. Такой переписчицей и сделалась Кристина. К тому же, она начинает писать книги и становится первой женщиной, которая зарабатывает своим литературным творчеством.
Жан Беррийский (брат покойного короля) и Людовик Орлеанский (сын Карла, соответственно, племянник Жана) покровительствовали ей. Кристина же в свою очередь не стеснялась выражать свои политические взгляды в произведениях.
Но наиболее известным ее произведением стала "Книга о граде женском" ("La Cité des dames"), где она пытается полемизировать с книгой Боккаччо "О знаменитых женщинах". Некоторые считают эту ее книгу практически краеугольным камнем феминизма. На русском я в сети нашла только фрагменты, вот здесь:
http://books.prometey.org/read/l4/page0/13807.html
На Галлике есть полностью по-французски. А вот тут есть скан (у меня такое ощущение, что прижизненного издания). Манускрипт. Пойдите и посмотрите, просто оцените, и те, кто не знает французский, тоже идите посмотреть, там все равно почерк непонятный :)) но красиво. С девятой страницы смотрите, там текст начинается. Вот это, например, разве не прекрасно?
(кликабельно)
В общем, прошу прощения, я отвлеклась. Я хочу сказать, что я все-таки не считаю Кристину Пизанскую феминисткой (и даже не потому, что это анахронизм). Просто она все же писала “Dieu a voulu ainsi que l'homme et la femme le servent differemment, qu'ils aident et se portent secours mutuellement, chacun a sa manière. Il a donc donné aux deux sexes la nature et les dispositions nécessaires a l'accomplissement de leurs devoirs, meme si parfois les etres humains se trompent sur ce qui leur convient.” То есть, "Господь хотел, чтобы женщина и мужчина служили Ему по-разному, чтобы они помогали друг другу, каждый по-своему. Таким образом, Он дал обоим полам необходимую природу и склонности, чтобы они выполняли свой долг, даже если порой люди ошибаются в том, что им надлежит делать". То есть, девочки делают одно, мальчики другое. (перевод мой, поэтому привожу оригинал, возможно, я неверно его трактую. Это кн. 1, гл. 9).
Ну, с другой стороны, как еще она могла оценить роль женщины в 15 веке...
Я считаю, что она более прогрессивна с другой стороны: она этой книгой обращается не только к знатным дамам, но и вообще к женщинам всех сословий.
А вообще, если вам попадется, рекомендую.

Comments

( 3 пришли со скакалками — Зайти со скакалкой )
3hvost
May. 29th, 2010 06:46 pm (UTC)
она просто вынуждена была заняться делом. не от хорошей жизни. а феминисткой она не была. во всяком случае, из написанного это не следует.
sulwen_earel
May. 29th, 2010 06:55 pm (UTC)
Спасибо. Я тоже так думаю
3hvost
May. 30th, 2010 12:01 pm (UTC)
Вот откуда пошли советские женщины:
- каменщицы,
- шпалоукладяицы,
- асфальтоукладчицы,
- трактористки в колхозах,
и прочие паши ангелины...
П.
( 3 пришли со скакалками — Зайти со скакалкой )